1. Простые вопросы - это вопросы, ответы на которые требуют фактической информации и ориентированы на работу памяти:
Какая сейчас пора года?
Каких домашних животных ты знаешь?
На какой улице расположен наш детский сад
Как называется страна, в которой мы живем?
2. Уточняющие вопросы – это вопросы, которые формируют у ребенка способности анализировать, для обобщения услышанного и понимания полученной информации:
Почему необходимо кушать овощи и фрукты?
Что будет с комнатными растениями, если мы не будем их поливать?
Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
Какими умениями мы должны обладать, чтобы содержать одежду и обувь в чистоте
3. Творческие вопросы – это вопросы, которые развивают гибкость мышления, умение чувствовать себя на месте другого (эмпатия). Не бывает творческих вопросов «правильных» и «неправильных». Не стоит задавать детям творческие вопросы, если воспитателю не интересны их ответы. Не надо воспитателю отвечать самому на свой собственный вопрос, если дети не готовы на него отвечать. На занятии достаточно1-3 творческих вопросов:
Чтобы тебе не понравилось, если бы ты был на месте данного цветка?
Какой изобразительный материал можно использовать, чтобы более ярко передать краски золотой осени?
Как можно использовать в практической жизни предметы, которые нельзя использовать по прямому назначению (использованный фломастер, стержень, пустую пластиковую бутылку, банку из-под кофе)?
4. Практические вопросы – данные вопросы требуют от ребенка каких-то действий, изменений. Вопрос необходимо формулировать максимально точно. В вопросе должна звучать проблема, которая интересна ребенку. Практические вопросы желательно начинать со слов:
Чтобы ты сделал, если бы увидел, что кто-то обижает кошку?
Что необходимо сделать, чтобы воздух, которым мы дышим, стал чище?
Как мы можем украсить группу к празднику, чтобы создать праздничное настроение?
5. Оценивающие вопросы – это вопросы, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления, способствуют осознанию своего отношения к людям, событиям, фактам:
Что именно тебе не понравилось в поступке главного героя?
Какими качествами должны обладать сотрудники МЧС?
Что тебя привлекает в профессии врача?
Если бы ты был участником спектакля «Три поросенка», какую роль ты хотел бы сыграть?
6. Вопросы-интерпретации (с 6 лет) – эти вопросы учат детей навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений (ситуаций), дети развивают вариативность мышления, осознают причины собственных поступков:
Как бы ты охарактеризовал поведение мальчиков, когда двое ребят обижают третьего?
Как бы ты объяснил поступки Иванушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
Почему в сказках волк чаще всего бывает голодным, злым, глупым?