Отдел по образованию Чашникского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад №7 г. Чашники»
Конспект занятия
по образовательной области
«Ребенок и природа»
в средней группе
«Удивительная лаборатория. Свойства воды»
Воспитатель дошкольного образования
высшей квалификационной категории
Ражанец И.В.
Чашники, 2020
Образовательная область: Ребенок и природа
Группа: средняя
Вид: занятие
Тип занятия: творческое применение ранее усвоенных представлений, умений, навыков (предоставление детям свободного выбора материалов для воплощения замыслов, создание условий для проявления детской инициативы и самостоятельности при выборе решения познавательной задачи)
Тема занятия: «Удивительная лаборатория. Свойства воды».
Обучающие задачи:
обогащать и систематизировать представления о свойствах и значении воды в жизни человека; формировать умения выделять общие свойства воды (жидкая, без запаха, без вкуса, не имеет формы, растворяет вещества, стимулирует интерес к исследовательской деятельности).
Развивающие задачи:
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в результате экспериментирования, любознательность, связную речь, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к окружающему миру через экспериментирование.
Дополнения:
Методы и приемы: наглядный метод (демонстрация, показ действия); словесный метод (рассказ, беседа, художественное слово); игровой метод (дидактическая игра); практический метод (опыты).
Источники планирования:
1. Учебная программа дошкольного образования;
2. Дубинина Д.Н. «Мир вокруг меня»;
3. Ладутько Л.К. «Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» (от 5 до 6 лет).
Ход занятия
Вводная часть
В. Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора,
Но не логикой, не чтеньем
Ждет нас опыт и игра.
Основная часть
Слышится шум воды
В. Что вы слышите? Как вы думаете, что это? А как вы догадались? (ответы детей).
В. А где вы видели воду? Где используется вода? (ответы детей).
Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеосюжет о воде. Давайте вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого поиграем в игру. Согласны? (Да).
В. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Вода в океане – океаническая
Вода в море – морская
Вода в реке – речная
Вода в роднике – родниковая
Вода в болотах – болотная
В. А, как вы думаете, нужна ли вода, и для чего нужна вода людям, животным, растениям? (ответы детей).
В. Ребята, а вы хотите узнать больше интересного о воде? (ответы детей).
В. Сегодня я предлагаю вам вступить в клуб «Юных ученых» и узнать свойства воды. Но, чтобы вступить в клуб, нужно отгадать загадки. Готовы? Ну, тогда слушайте.
1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (Вода)
2. Если руки наши в краске,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг
Снимет грязь с лица и рук. (Вода)
3. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)
В. Молодцы! А сейчас, как настоящие ученые, мы наденем халаты и займем свои места в лаборатории воды. (дети переодеваются).
А перед началом исследований давайте, ребята, с вами проговорим правила работы с водой? Какие они? (нельзя проливать воду на пол, обливаться водой, толкаться во время работы).
В. Молодцы! Правила вы знаете, тогда начнем нашу работу.
Опыт 1. «Вода – это жидкость»
В. Вода – это что? (Жидкость).
А как доказать? (ответы детей).
В. Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод: «Вода не имеет формы». Вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать.
В. Может ли вода иметь какую-то форму? (ответы детей).
В. Давайте проверим. Налейте воду в формы, которые у вас есть? Что получилось? (дети выполняют задание, ответы детей).
Вывод: «Жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится».
Опыт 2. «Вода не имеет вкуса»
В. Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды? Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовала.
А теперь и вы попробуйте через соломинку пить воду. Есть ли у нее вкус? (дети выполняют задание).
В. А теперь добавьте в стаканчик с водой сахар и размешайте, попробуйте воду. Что изменилось? (ответы детей).
Вывод: «Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили».
Опыт 3. «Вода не имеет запаха»
В. А как вы думаете, есть ли у воды запах? (ответы детей).
В. Перед вами на столе лежит кофе, попробуем насыпать его в стаканчик с водой, понюхаем, пахнет ли вода? (Вода пахнет кофе).
Вывод: «Чистая вода не имеет запаха, но, если в нее добавить что-то ароматное, она принимает его запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе».
Физкультминутка «Вода, воздух, земля».
Вода – дети ходят, воздух – летают, вода – плавают.
Стук в дверь. Посылка от Снежной Королевы (коробка с кусочками льда).
Опыт 4. «Лед – твердая вода»
В. Ребята, сейчас я вам раздам каждому по кусочку льда. Покажите все свои ладошки, а я на них положу по кусочку льда. Что происходит со льдом? Почему он тает? (ответы детей).
В. А теперь вытрите руки салфеткой. Какой стала салфетка? (Влажной).
Вывод: «Лед – твердая вода»
Опыт 5. «Вода не имеет цвета»
В. А, как вы думаете, имеет ли вода цвет, и может ли его менять? (ответы детей).
В. Возьмите два стаканчика с водой, в один добавьте любую краску и посмотрите, что произойдет? (ответы детей).
А теперь поставьте ложечки в стаканчики, что вы видите? (ответы детей).
Вывод: «Чистая вода не имеет цвета, но если в нее добавить краску, она поменяет цвет на цвет краски».
Заключительная часть
В. Молодцы, ребята, с исследованиями вы справились. Давайте еще раз вспомним свойства воды.
И я предлагаю вам поиграть в игру «Кому нужна вода?» (картинки с изображениями деревьев, птиц, людей, животных, растений, цветов). Дети разбирают картинки и по ним рассказывают, кому нужна вода (дидактическая игра «Хорошо-плохо»).
Да, ребята, без воды бы все погибли. Вода – это жизнь. А, что вы сегодня узнали о воде? Что было сложно, а что было легко? Что вы расскажите родителям о воде?
Спасибо вам мои помощники, вы молодцы!