Тема недели: "Мебель
1. Назвать детали мебели:
У СТУЛА - спинка, сиденье, ножки; У СТОЛА – ножки, столешница; У КРЕСЛА - спинка, сиденье, ножки, подлокотники. Уметь их показать.
2. Поиграть с детьми в дидактические игры:
.«Какой – какая?». Предложить ребёнку дать сначала краткий, а затем полный ответ:
- Дом из брёвен. Какой? (Бревенчатый)
- Дом из камня. Какой? (Каменный)
- Дом из кирпича. Какой? (Кирпичный)
- Крыша из железа. Какая? (Железная)
- Окна из стекла. Какие? (Стеклянные)
- Труба из кирпича. Какая? (Кирпичная)
«Что такое?»: стол, за которым пишут – письменный; стол, за которым обедают – обеденный; стол, на котором готовят – кухонный;
полка для обуви – обувная; шкаф для книг – книжный.
3. Развиваем фонематический слух и речеслуховую память.
Дети повторяют фразы за взрослым:
- ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – накрываем мы столы.
- НЫ-НЫ-НЫ – стоит кресло у стены.
- ОТ-ОТ-ОТ - под столом играет кот.
- СУ-СУ-СУ – книгу в шкаф я отнесу.
- ШУ-ШУ-ШУ – стульчик дали малышу.
- ЗА-ЗА-ЗА – ляг в кровать, закрой глаза.
- ЖУ-ЖУ-ЖУ – на диване я лежу.
- ЛА-ЛА-ЛА – стул поставлен у стола.
4. Ответьте на вопросы:
Где хранят одежду? (ОДЕЖДУ хранят в шкафу)
Где люди обедают? (Люди обедают за столом)
На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле)
В чем можно сидеть? (можно сидеть в кресле)
Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.
Диван, кровать, шкаф, стол, стул… - что это?
Кто делает мебель? Где делают мебель? Для кого и чего нужна мебель? Где она стоит?
5. Потренируйтесь в употреблении предлогов. Возьмите игрушку и поставьте НА стол. Спросите, где находится игрушка. Теперь поставьте ее ПОД стол, НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. и т.д.
- «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)
Крышка нужна ...для (стола)
Спинка нужна ...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны ...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен ...для (кровати)
Подлокотники нужны ...для (кресла, дивана)
-Употребление предлогов. Взрослый читает предложение без предлогов, а ребенок подбирает нужное маленькое слово, чтобы предложение стало правильным.
Ваза стоит … полке. Книга упала … полки. Кошка спряталась … диван. Дети сидели … стола. Оля ударилась … угол шкафа. Котенок залез … диван. Одежду достали … шкафа.
6. «Из чего какой?»Стол из дерева (какой?)…………….
Стол из пластмассы (какой?)……….
Шкаф из фанеры (Какай?)………….
Кровать из дуба (какой?)…………….
Комод из березы (какой?)……………….
У шкафа дверцы из стекла (какие?)…………
7 . По аналогии составить рассказ об одном из предметов.
Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полка и вешалка. В него вешают одежду и кладут бельё.
Придумать загадку – описание о мебели.
Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)
8. Подбери признаки (не менее трех признаков):
стол (какой?) –… кровать (какая?) — … кресло (какое?) — …
9. Назови ласково: (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
10. Есть – нет (родительный падеж):
стена – нет стены окно — … крыша — … шкаф – … кресло — … диван — …
11. Образуй признаки (от предметов):
шкаф сделан из дерева, значит он какой? – деревянный
стол из пластмассы — … стул из металла — … кресло из кожи — …
12. Рассказать, какая мебель есть на кухне, в спальне, в гостиной.
(Составить описательный рассказ о каком-нибудь виде мебели по выбору.)
Пример: Это диван. Он стоит в гостиной. Он мягкий, красивый, удобный. У него деревянные полированные ручки и ножки. На диване можно сидеть, лежать.
Грамматический строй
13. «Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)
Стол - столы
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
14. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один стол, два стола, пять столов
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
15 . «Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
16. «Из чего сделана мебель?» (образование относительных прилагательных)
Мебель из кожи – кожаная Мебель из дерева - ...
Мебель из пластмассы - ... Мебель сплетена - ...
Мебель из пластика - ... Мебель из металла.
Связная речь
17 . Составление рассказа - описания «Опиши свою комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д.
18. Раздели на слоги слова: Комод, диван, кровать, стол, табурет. Составь в тетради схемы слов: КОМОД, ДИВАН, ШКАФ.
19. Расскажи, из какого материала делают мебель. Как называется профессия человека, который изготавливает мебель. Перечисли инструменты , которые нужны ему для работы.
20. Вставить предлоги:
• Костя поставил тарелку ___ стол. • Маша взяла шарф _____ шкафа.
• Картина висит ____ столом. • Мяч закатился _____ диван.
• Вася достал мяч _______ дивана. • Бабушка сидит _____ кресле.
21. Прослушай внимательно, повтори по памяти: СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, ПОЛКА.
• Назови эти предметы одним словом. (Мебель)
• Определи количество слогов в этих словах.
• Вспомни, какую мебель ты еще знаешь.
• Расскажи, кто делает мебель. (Столяр).
• Из каких материалов ее можно изготовить. (Из дерева, металла, железа, пластмассы, кожи)
22. Проговорить и продемонстрировать действия:
• Положи мяч на стул – Я положил мяч НА стул. Я взял его со..
• Положи мяч за стул – Я положил….. Я взял его…. (откуда?)
• Положи мяч около стула – …..
23. Какую мебель можно отнести к кухонной, к гостиной, к спальной?
Какая мебель стоит в коридоре, в детской комнате.
Для чего мебель нужна?
Разобрать из каких частей состоит стол (крышка, ножки), стул, шкаф, кресло.
24.Скажи наоборот.
Чисто, высоко, мокро, легко, широко, мягко, большой, острый, старый, младший, детский.
- «Скажи, наоборот» - с мячом.
Моя кровать новая – а моя кровать старая;
Моя кровать широкая, а моя кровать узкая;
Моя кровать большая, а моя кровать маленькая;
Моя кровать длинная, а моя кровать короткая;
Моя кровать низкая, а моя кровать высокая;
Моя кровать легкая, а моя кровать тяжелая;
У моей кровати матрац мягкий, а у моей кровати матрац твердый;
У моей кровати полировка светлая, а у моей кровати полировка темная.