Не пора ли к логопеду?
-Смотрите, а на елке сыски висят. …Мы с Мишкой так и покатились. -Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – «сыски»… В. Драгунский «Заколдованная буква» |
Замечая однажды, что все сверстники сына или дочки уже давным-давно научились правильно произносить слова, не коверкая отдельные «тяжелые» буквы, а ее чадо – никак, мама собирается к логопеду. Конечно, если ее малышу только-только исполнилось три, особенно беспокоиться не стоит – успеет еще научиться. Но когда ребенку совсем немного осталось до школы, а он по-прежнему вместо «р» произносит «л», а из «мотоцикла» у него непременно получается «моцоцикл», раздумывать не нужно ни минуты. В каких же случаях ребенку требуется помощь учителя-дефектолога?
Иногда разрешается до 4-4,5 года неправильное произнесение отдельных звуков нормально для ребенка. Поначалу все дети косноязычны: маленькому человечку непросто безупречно выговорить такие сложные звуки, как к примеру К, Р или Ш. До этого возраста еще идет формирование звукового строя речи, ребенок словно пробует разные варианты звукопроизношения. Со временем все должно самостоятельно прийти в норму.
Но если к пяти годам ваш ребенок все еще говорит «лыба», проконсультируйтесь со специалистом. Хотя, безусловно, неумение четко произносить Р или Ш – не самая большая беда в жизни, если только вы не прочите своему чаду карьеру политика или актера. А если «лыба» вызвана неврологическими проблемами?
К сожалению, последний вариант встречается все чаще. И в этом случае плохая дикция грозит обернуться трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе. Здесь без помощи дефектолога точно не обойтись.
Потерялась гласная.
Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его произношение, особенно важно это сделать перед школой. Так что, если вовремя не спохватиться, добиться совершенной речи, скажем, у подростка будет очень трудно. Заподозрить, что с речью у ребенка не все в порядке, следует уже в таких случаях.
Малыш взаимозаменяет звуки. Если ребенок вместо «шапка» говорит «фапка» – это лишь неумение выговаривать звук Ш. Другое дело, когда он говорит не «собака», а «шабака». Значит, он не слышит и не разделяет звуки С и Ш, а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой обычно не исправляются. Даже если в три года малыш делает подобные «оговорки», ведите его к логопеду.
Малыш проглатывает слоги или добавляет лишние. И в 2, и даже в 3 года позволяется коверкать слова, но с одним условием – в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может превращаться в «шаку» или «паку», но ни в коем случае не в «шап» или «шапаку». Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные звуки. Гласные – это основа слова, ритмика. Нарушение слоговых структур – сигнал, что малыш не слышит ритма слова. При нормальном развитии эта функция формируется к 2-2,5 годам.
Малыш говорит вяло. Он словно прожевывает слова. А ведь ему уже 3,5 года! Нужно обратиться к дефектологу за специальными упражнениями. То же самое следует сделать, если ребенок говорит «в нос». Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Попробуйте приставить зеркальце к носу малыша, и пусть он что-нибудь скажет. Зеркальная поверхность должна слегка запотеть от дыхания. Но если зеркало запотело сильно, значит струя воздуха идет через нос, а наша речь предполагает ротовое дыхание при произнесении всех звуков, кроме М и Н.
Каков запас?
Между прочим, логопед не только «ставит» звуки: он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у него словарный запас, в порядке ли слуховая и зрительная память, умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами и т.д.
К 6 годам ребенок должен знать все многообразие посуды, мебели, одежды, городского транспорта, животного мира и пр. А современные дети нередко впервые от дефектолога слышат такие слова, как «дуршлаг», «софа» или «бриджи». К сожалению, не все родители находят время, чтобы почитать детям перед сном книжку, вместе посмотреть и прокомментировать отечественный мультфильм, поговорить о прошедшем дне, об окружающем нас мире. Варя борщ, меняя колесо в машине, пропалывая грядки, ребенку обязательно надо пояснять, чем вы занимаетесь и для чего.
Если новые слова запоминаются малышом с трудом, если он не в состоянии выучить ни одного стихотворения, если он не может пересказать даже самую простую сказку – это уже веский аргумент для обращения к логопеду.
Три года – возраст «почемучек». Но дети, которые плохо запоминают, мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и порой не дослушивают до конца ответы, а после и вовсе их забывают – повод для тревоги родителей. Запомните: речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память тоже может быть вызвана неврологическими заболеваниями, которые нередко возникают из-за осложненной беременности мамы или тяжелых родов.
К 5 годам при нормальном развитии ребенок уже умеет правильно согласовывать слова в роде и числе, а не позже 6 лет – и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путать их.
Перед школой нужно четко понимать, где «право», а где «лево», что такое «вчера» и когда наступит «завтра», где «сверху», а где «из-под». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие.
Вы замечаете у своего ребенка лишь незначительные на ваш взгляд речевые отклонения? Может быть, это действительно ерунда, от которой со временем останутся одни воспоминания. И все-таки перед поступлением ребенка в школу не помешает показать его специалисту-логопеду. Вреда такое посещение точно не принесет, а вот пользу доставить может немалую